Император кроссоверов. Тест Rolls-Royce Cullinan

Как насчет того, чтобы отдать за такую машину 35 млн рублей? И ведь отдают! В прошлом году на российский рынок вышел Rolls-Royce Cullinan, и своих покупателей нашел 121 экземпляр. В последние месяцы у Cullinan появилась самая крутая версия Black Badge, и наши коллеги из британского издания Autocar ее протестировали. Это не просто внедорожный, но еще и спортивный Роллс-Ройс. По своим особым меркам, конечно. Дром публикует перевод публикации Autocar, к которому мы добавили свои комментарии о том, как устроен российский рынок запредельно дорогих кроссоверов — Lamborghini Urus, Bentley Bentayga, топовых Gelandewagen и т. п.

 

Умерьте свое негодование на минутку. Да, Cullinan можно назвать неприлично большой и тяжелой моделью, являющейся еще одним примером капитуляции автопроизводителей перед неуемным аппетитом покупателей к кроссоверам. Но в классе «ультрапремиум» Rolls-Royce лучше, чем кто бы то ни было, знает, как делать правильные машины, если судить по предыдущему опыту.

C 1914 года бронированные модели, построенные на шасси Silver Ghost и оборудованные пулеметами .303 Vickers с водяным охлаждением, были отправлены на Первую мировую войну. Эскадрильи из дюжин таких машин добрались ни много ни мало до Ближнего Востока, чтобы помочь войскам, в которых сражался знаменитый Томас Эдвард Лоуренс по прозвищу Лоуренс Аравийский, победить турецкие силы в пустынной местности.

«Классическая расцветка эмблемы — серебряные буквы на черном фоне — была “вывернута наизнанку” в случае с модификацией Black Badge. Это определенно смотрится неуместно, особенно когда кузов покрывает грязь».
Ричард Лэйн, тестировщик.

«Они ценнее рубинов», — таково было известное изречение Лоуренса Аравийского по поводу этих фантастически уродливых 7,5-литровых автомобилей, весивших 4,7 тонны, которые в той или иной форме оставались в линейке фронтовых Роллс-Ройсов до 1941 года.

Даже в тот промежуток времени между 1904 годом, когда Rolls-Royce был основан, и моментом вступления в Первую мировую машины этой марки часто использовались так, как SUV (в сегодняшней терминологии). Они создавались как роскошные и надежные транспортные средства, которые при этом должны были сохранять свои качества даже на чудовищных «дорогах» тех времен.

За счет кузовов типа «шутинг-брейк» (вариант универсала — прим. переводчика) эти машины были хорошим транспортным подспорьем для многих внедорожных развлечений привилегированных слоев общества. Европейской аристократии требовался высокий клиренс и вместительный салон для выездов на охоту, а один индийский махараджа позднее заказал Phantom 1925 года на высокопрофильных колесах, с фарами-прожекторами и пушкой для охоты на слонов, установленной в задней части.

Думаем, вряд ли сегодня Rolls-Royce удовлетворяет подобные индивидуальные запросы (хотя они наверняка поступают время от времени), но тем не менее 6,75-литровый Cullinan весом в 2,7 тонны имеет утилитарную родословную, уходящую в глубокое прошлое марки. И даже если бы таких корней не было, руководство компании все равно пришло бы к такому решению, глядя на то, как Bentayga мгновенно превзошла по продажам все остальные Bentley, вместе взятые, а Urus удвоил объемы выпуска Lamborghini в первый же год. С коммерческой точки зрения появление SUV было единственным разумным вариантом для марки. И вот что мы получили.

Комплектации Cullinan: беглый осмотр

Покупатели, живущие мире высокого автомобильного искусства, откуда происходит Rolls-Royce, не привыкли иметь дело с чем-то типа привычных нам нескольких уровней оснащения на выбор. Роллс-ройсовское подразделение «индивидуального пошива» (Bespoke Collective) вывернется наизнанку, чтобы оснастить заказанную вами машину любым оборудованием, которое только можно представить, разработать и применить на практике. Вы также можете заказать собственный вариант окраски, если ни один из 44 000 заводских оттенков вас не устроит.

Протестированная нами особая фирменная версия Black Bage, отличающаяся элементами дизайна и дополнительно форсированная, впервые появилась на модели Wraith 2016 года и потом на Ghost и Dawn.

Дизайн и конструкция

Rolls-Royce славится как производитель транспортных средств, знающий четкую грань между настоящим аристократическим гламуром и вульгарным (пусть и востребованным) выпендрежем напоказ. Правда, в случае с Cullinan это тонкое чутье визуального баланса, похоже, изменило британцам.

Пропорции — главное в этом деле. При длине в 5,34 м и ширине в 2,0 м Cullinan короче и ýже, чем Phantom VIII, но за счет более длинной крыши и высоты в 1,82 м дизайнерский язык Роллс-Ройса в данном случае выходит за пределы того, что можно считать универсальным хорошим вкусом. А в нем, пожалуй, была вся суть. Протестированная версия Black Badge — с ее псевдоспортивными украшениями вроде красных тормозных суппортов, черной хромированной фигурки Духа Экстаза и темной решетки радиатора — только укрепляет эти противоречивые чувства.

«Вертикальные полоски решетки радиатора отполированы, чтобы отражать окружающие черные элементы. Роллс-ройсовцы говорят, что это создает эффект движения, который передает динамичный дух этой машины. Почти».
Мэтт Сондерс, редактор тест-драйвов.

Техническую начинку первого полноприводного Роллс-Ройса легче оценить по достоинству. В стандартной модификации V12 объемом 6,75 л с двумя турбинами раскачан до 571 л.с. и 850 Нм, но на версии Black Badge он форсирован до 600 л.с. и 900 Нм. Тяга передается на все колеса в пропорции 50:50 (между осями) через усиленные кардан и приводы и через 8-скоростной «автомат» ZF. Также модификация Black Badge отличается настройками мотора, обеспечивающими более острый отклик на газ.

Полностью алюминиевая пространственная рама (под фирменным названием «Архитектура роскоши»), которая впервые была внедрена на Phantom VIII, на Cullinan изменила свои пропорции и прошла адаптацию под установку задней багажной двери, впервые появившейся на серийном Роллсе. Внутри — полноуправляемое шасси, способное подруливать задними колесами, а также активные стабилизаторы поперечной устойчивости (их электромеханическая система питается от 48-вольтовой сети).

Конструкция подвески — с новыми двойными поперечными рычагами на передней оси и многорычажкой сзади. Пневмоподвеска, в отличие от других моделей, получила баллоны большего объема, чтобы лучше поглощать удары от неровностей на бездорожье, а кроме того, электроника научилась при пробуксовке одного из колес выборочно увеличивать давление, чтобы лучше прижать это колесо к дороге.

Педаль тормоза у версии Black Badge схватывает более высоко, тормозная система настроена так, чтобы обеспечивать чувство уверенности при быстрой езде. Также конструкторы позаботились о хорошем охлаждении тормозов.

В итоге получилась машина, показавшая на весах 2739 кг, что позволяет причислить ее к тяжеловесам даже по меркам суперлюксовых автомобилей. Прежде чем начать осуждать эту модель за безумный лишний вес, критикам стоит принять во внимание, что два года назад седан Phantom на тех же наших весах продемонстрировал массу на 41 кг больше.

Интерьер

Когда вы впервые забираетесь в Cullinan, он не кажется автомобилем с такой уж высокой посадкой, и это связано с тем, что кроссовер автоматически понижает клиренс на 40 мм, когда вы отпираете двери. Они, словно взятые от кареты, довольно увесисты, но при этом у них есть «умные петли», позволяющие зафиксировать дверь, открыв ее на любой угол. Захлопнуть дверь можно с помощью электропривода — достаточно нажать клавишу в салоне. Или же шофер может задействовать эту автоматику, нажав на наружную кнопку отпирания двери.

Салон немного не дотягивает до Фантома по простору как на передних, так и на задних местах, а также некоторые тестировщики отметили, что доступ на задние места через двери, открывающиеся против хода машины, слегка затруднен — но ни на то, ни на другое вам не придет в голову жаловаться. Интерьер может быть двух типов: первый вариант (Lounge) делает эту машину типичным пятиместным SUV, у которого задний диван можно сложить по частям ради увеличения багажного пространства. Второй вариант более типичен для Роллс-Ройсов: это четырехместная конфигурация, сзади — два раздельных кресла с электрорегулировками, между ними зафиксирована консоль, а за вторым рядом несъемное глухое стекло.

«Гипертрофированные руль и подрулевая “кочерга” — фирменные черты Роллс-Ройса, они создают правильный настрой. Обзорность — отличная».
Саймон Дэвис, тестировщик.

Стекло отделяет багаж от салона, интерьер с ним выглядит более крутым, а кроме того, седоки не будут потревожены, когда водитель открывает багажник (в холодных регионах это считается достоинством). На протестированной машине был пятиместный салон Lounge с электроприводами, которые складывают задние места и немного приподнимают пол багажника так, что образуется ровная поверхность.

Посадка водителя тут типична для SUV, обзорность хорошая, и все это мастерски приправлено роллс-ройсовской роскошью и наполнено особой атмосферой. Про Phantom можно сказать, что это лимузин с высокой посадкой седоков, приподнятой крышей и увеличенным клиренсом, а тут мы имеем то же самое, только высота прибавилась примерно на 23 см, обзорность стала «более командирской», но при этом не потребовалось что-то менять в знакомой прекрасной отделке интерьера.

В салоне особенности версии Black Badge включают в себя ожидаемые вставки из глянцевого углеволокна, которые имеют фирменное название «Технический карбон», а также красные кончики стрелок на виртуальной приборной панели.

Эти детали логично увидеть в немного «подогретом» Роллс-Ройсе, но, возможно, их недостаточно для топового Cullinan. Тем, кто хочет чего-то более дерзкого, предложена отделка со вставками из желтой кожи оттенка Forge Yellow, хотя вам будет трудно отделаться от мысли, что за заказ такого интерьера для Роллс-Ройса должно полагаться тюремное заключение.

Мультимедиа

Cullinan чуть-чуть не успел получить свежую систему инфотейнмента ID7 от родительской компании BMW. Однако мультимедийная система Роллс-Ройса тоже хороша, и есть сомнения, что компания могла бы реализовать на Cullinan весь тот новый функционал, который есть у более свежего аппарата. Тем не менее некоторые более молодые и требовательные к технике покупатели, на которых нацеливается британская марка в случае с этой моделью, могут почувствовать себя обделенными.

Установленная здесь система разумно спроектирована и хорошо смотрится, ею легко пользоваться независимо от того, оперируете вы круглым контроллером в духе iDrive или же управляете всем через тачскрин (чего ни один Rolls-Royce раньше не позволял). Система голосового управления навигацией заставляет вас диктовать адрес в немного непривычном порядке (город, улица, номер дома), но в остальном она работает хорошо.

Беспроводная зарядка смартфона есть уже в базе, как и функция «phone mirroring» (вывод изображения с телефона на экран «мультимедийки»). Мощность аудиосистемы Rolls-Royce Bespoke, стоявшей на протестированной машине, не уточняется, но у нее прекрасная чистота звука и запас громкости.

Силовой агрегат

Сколько мощности надо добавить базовой 571-сильной версии, чтобы оправдать увеличение цены на 20%? Непростой вопрос. Добавите слишком мало резвости, и владелец — который, не будем забывать, возможно, даже не сядет за руль — просто не оценит, за что же он заплатил лишние деньги. А добавите слишком много, и тогда разрушите ауру потрясающей аристократичной плавности хода, которая для Роллс-Ройса ценнее любых других ходовых качеств. Можно понять, почему фирма решила проявить осторожность даже в случае с самой дерзкой версией на сегодняшний день — Black Badge. В обычных режимах движения звук и повадки мотора — образец интеллигентности и сдержанности. Он отзывается легким спортивным рыком, когда вы жмете на клавишу «Low» на подрулевом селекторе АКПП, но все равно вы едва различите этот звук на фоне шума от слегка прокачанного «горячего» хэтчбека, работающего на «холостых» неподалеку.

«Не могу сказать, что я фанат настроек тормозов у версии Black Badge. Короткоходная педаль, схватывающая высоко, хороша при динамичной езде, но она может негативно повлиять на плавность замедления при городских скоростях. У нее нет тех “представительских” черт, которые должны быть».
Саймон Дэвис, тестировщик.

Отклики автомобиля при начале движения столь же деликатны до степени идиосинкразии. Ведь состояние спешки — самое неподобающее для Роллс-Ройса. Коснитесь акселератора, и на первых метрах Cullinan — это сама плавность и спокойствие. Но уже через пару мгновение автомобиль начинает ускоряться, как A380 при взлете.

Он набирает 97 км/ч менее чем за 5 секунд, а что еще больше впечатляет, на разгон с 48 до 113 км/ч (30-70 миль в час) он тратит всего 4,9 секунды, опережая по обоим показателям своего старшего брата Phantom, динамику которого мы замеряли два года назад. Свежая Bentayga Speed, вероятно, будет быстрее уже «в базе», и Urus в любом случае быстрее, но тут мы имеем дело с особым роллс-ройсовским сочетанием огромного неразрывного потока тяги, при этом в характере машины нет абсолютно никакой дикости. Этим она действительно отличается от всех.

Отзывчивость автомобиля растет по мере набора скорости. Поскольку тут нет возможности ручного выбора передач, единственным способом подтолкнуть машину к стремительному броску является упомянутый выше режим «Low». Пусть при этом кроссовер начинает быстрее реагировать на движения вашей правой ступни, подобный способ пришпорить Cullinan кажется своеобразным макиавеллиевскими надругательством над его благородной натурой.

Тут нет спорткаровского ощущения глубокой вовлеченности в управление машиной — этого и не ждешь от любого Роллс-Ройса, не только от кроссовера. Тем не менее эта модификация с ее особым позиционированием выглядит как недостающий кусочек пазла в гамме автомобилей этой марки.

Управляемость

По большей части Cullinan Black Badge управляется именно так, как ожидаешь от большого Роллс-Ройса. Кроме ситуаций, когда вы приближаетесь к предельной динамике, это не тот автомобиль, который удивит вас остротой реакций или чья стабильность и управляемость подталкивают вас к сверхскоростям. Эта модель — до мозга костей является средством передвижения, созданным просто для релаксации, и оно определенно не стремится сравниться с конкурентами по универсальности, топовым характеристикам или «зацепу» в скоростных виражах. Вместо этого Cullinan хорошо справляется с «люксовыми» функциями, и он лишь немного приправлен спортивными специями.

«Способность ехать грациозно, с непоколебимым комфортом остается главным приоритетом марки, превосходящим по значимости чистый спорт, хотя Black Badge даст небольшую прибавку бодрости, если вы потребуете».
Ричард Лейн, тестировщик.

Размеры и вес машины не кажутся обременительными за счет того, что усилие на руле — небольшое и достаточно благородное; в околонулевой зоне чувствительность не слишком велика, чтобы автомобиль не шарахался в сторону от малейшего движения баранки. Это позволяет задавать направление с филигранной точностью, что является характерной особенностью Роллс-Ройсов в течение многих десятилетий. Смена направления движения происходит мягко — до определенной степени.

Подвеска допускает некоторые крены в поворотах, по мере того как вы поворачиваете руль примерно на четверть оборота, нащупывая апекс крутого виража, но лишь до того предела, пока угол наклона кузова остается комфортным.

В этой ситуации шасси Cullinan Black Badge демонстрирует еще одно свое тщательно спрятанное достоинство — дополнительную дозу маневренности и поворачиваемости, которые, похоже, раскрываются, когда полный привод выдает все, на что способен, либо за счет ускорения, обеспечиваемого передней осью. Какой бы ни была причина, этот Rolls-Royce предпочитает держать свои динамические таланты в секрете и раскрывать их только в тот момент, когда они действительно необходимы. Вам эта черта не сможет не понравиться.

В плане вертикальных колебаний подвеска демонстрирует достаточную мягкость и способность хорошо глотать неровности, но в то же время она показывает впечатляющую собранность с ростом скорости или при ухудшении дорожного покрытия, или же при появлении обоих этих факторов. Все будет так ровно до того момента, пока вы не почувствуете, что шасси вам хочет сказать — «вот до этого предела все нормально, дальше не заходи». И это тоже нам нравится в этой машине.

Комфорт и шумоизоляция

Если вы составите список ключевых слов и выражений, характеризующих любой Rolls-Royce любой эры, то «превосходная шумоизоляция» будет первым или в топе. И Cullinan должным образом продолжает эту традицию. Мы зафиксировали шумы громкостью 61 дБ на скорости 113 км/ч — это можно сравнить даже не с церковной тишиной, а с ощущением, что ты в безэховой камере, закопанной под гранитным полом склепа на глубину в пару метров. Для сравнения: у Bentley Bentayga — 65 дБ, что тоже похвально тихо, но чтобы корректно сравнить эти показатели, надо использовать логарифмическую шкалу громкости, и тогда окажется что Bentayga определенно попадает в более скромную лигу, чем Cullinan.

Звучание гигантского V12 хорошо замаскировано, и при отсутствии тахометра, который мог бы пролить свет на происходящее, может показаться, что едешь на электромобиле (пока не даешь машине большой нагрузки). Посадка водителя высокая, но она все равно более расслабленная, чем в большинстве аналогичных моделей. Если неспортивная посадка более чем уместна, то вот про отсутствие боковой поддержки и про плоскую подушку кресла так не скажешь. Bentley в этом плане — впереди.

Плавность хода — это единственная область, в которой мы ждали от Cullinan большего. По меркам SUV он хорошо справляется с задачей имитировать грациозную езду легковых Роллс-Ройсов, но пневмоподвеска не очень удачно ведет себя на мелкой гребенке и не до конца защищает от толчков на городских скоростях. Это типичная проблема таких машин, и очевидно, что даже Роллс не смог решить тех проблем, которые обеспечивают огромные тяжелые колеса, «вседорожные» настройки шасси, высокий клиренс и длинные ходы подвески.

Помощники водителя

Rolls-Royce осмотрительно подходит к внедрению самых свежих электронных систем помощи водителю и не торопится запихнуть в машину все, что только есть на свете. Cullinan распознает знаки ограничения скорости и автоматически может менять свой скоростной режим в соответствии с ними. Автомобиль оснащен настраиваемой системой автоматического экстренного торможения, которую можно полностью отключить только во внедорожном режиме движения. Система контроля полосы и «слепых» зон подаст вам сигнал тревоги, если вы будете перестраиваться, подрезая более быстрый автомобиль, а при безопасном покидании своей полосы сделает более деликатное оповещение. Но не более того: активно подруливать для удержания машины в своей полосе электроника не умеет.

Активный круиз-контроль корректно ведет себя, если в поток перед вами вклинивается другой автомобиль. С системой ночного видения, ставящейся уже в базе, немного перемудрили, но поскольку ее главная функция, похоже, заключается в распознавании пешеходов в темноте, вещь все-таки полезная.

Цена и экономичность

Заоблачная цена великолепного Фантома выглядит относительно оправданной в сравнении с такими конкурентами, как Bentley Mulsanne и Mercedes-Maybach S 650, но, как мы теперь видим, в случае с Cullinan ситуация иная. При цене в Великобритании от 264 000 фунтов стерлингов (22,5 млн рублей), которая резко растет с добавлением опций, эта модель оказывается на 100 000 фунтов (8,5 млн рублей) дороже, чем Bentayga W12. Но также новинка на 100 000 фунтов дешевле, чем Phantom.

В любом случае цена вряд ли станет проблемой для большинства потенциальных покупателей-богатеев, а в остальном Cullinan держится наравне с большинством ультралюксовых конкурентов, если говорить о практической стороне этой покупки. Пусть по трассе он расходует 10,23 л/100 км, 90-литрового бака хватит более чем на 800 км, этого достаточно, чтобы проехать от Лондона до Франкфурта без остановок.

«Коврики из бараньей шерсти с глубоким ворсом выглядят и ощущаются фантастически, но не ждите, что они нормально перенесут грязную обувь. Мы, пожалуй, отказались бы от них, заказывая автомобиль под себя».
Мэтт Сондерс, редактор тест-драйвов.

Реальные тесты показывают, что в городе расход составляет 21,4 л/100 км, но и это позволит совершить 40 поездок из Челси в Мейфэйр и обратно без необходимости посетить АЗС.

Сервисные работы, кроме ежегодной замены масла в V12, не прописаны в регламенте: автомобиль сам определяет необходимость тех или иных действий по сигналам от соответствующих датчиков и дает водителю рекомендации по мере необходимости.

Вердикт

Плюсы:

  • техническая проработка модели и комфорт на высоких скоростях — на уровне лучших Роллс-Ройсов;
  • пятиместная версия (Lounge) обладает возможностями трансформации салона и универсальностью на уровне настоящего SUV;
  • управляемость и «держак» на удивление хороши, если вы, конечно, зайдете достаточно далеко, чтобы это проверить.

Минусы:

  • дизайн, который злые языки сравнивают с лондонским такси, не очень способствует хорошему первому впечатлению;
  • версия Black Badge — тупиковая ветвь развития;
  • эта модель не по всем параметрам превосходит конкурентов, хотя при такой цене должна бы.

Для многих этот Rolls-Royce Cullinan Black Badge будет первым примером подрыва устоев британской марки на данный момент. Однако он действительно добавляет модельному ряду универсальности и функциональности — в нужной дозировке.

И ему это удается делать, не уходя слишком далеко от традиционного роллс-ройсовского формата — элегантного, благородно сдержанного и динамичного. В этом классе запредельно роскошных моделей подобное — главный фактор, влияющий на продажи. И 95% покупателей Cullinan не скажут, что это уже не Роллс-Ройс. Таким образом, эта модель успешна именно в тех моментах, которые реально имеют значение.

Если представить себя владельцем нескольких Роллс-Ройсов, у которого есть Phantom в поместье в Хартфордшире и Wraith в Монте-Карло, то логично к этому добавить Cullinan, который будешь использовать в своем шале на горнолыжном курорте или на своем ранчо в пустыне — в общем, там, где условия эксплуатации подходят для этой модели, и там, где на ней будет приятно ездить.

Идя навстречу запросам клиентов, Rolls-Royce сделал люксовый SUV высшего класса. А версия Black Badge больше всего покорит тех, кто убежден, что деньги дают безграничную свободу. Свободу настолько мало задумываться о том, что о тебе думают окружающие, что ты даже можешь открыто заявлять об этом в самой экстравагантной форме.

Комментарий Дрома: Rolls-Royce Cullinan оказался не самым мощным и быстрым среди внедорожников и кроссоверов, но определенно самым роскошным и дорогим. Прайс-лист на российском рынке даже не называется официально, но, по нашим данным, цены начинаются примерно от 25 млн рублей, а за счет роскошных опций реальная стоимость машин доходит до 35 млн и больше.

Ближайший аналог — Bentley Bentayga с битурбомотором W12 (6.0, 600 л.с.) стоит у нас от 16 млн рублей, и его покупают чаще, чем Rolls-Royce. За 2019 год по России разошлись 158 экземпляров Bentayga против 121 экземпляра Cullinan.

За Lamborghini Urus с битурбо V8 (4.0 л, 650 л.с.) просят от 15,2 млн, и покупателей за прошлый год набралось 115 человек.

Топовый Porsche Cayenne Turbo S E-Hybrid (680 л.с., основной мотор — 4.0 V8) стоит от 12,3 млн рублей. С учетом множества менее мощных и более доступных модификаций Кайены у нас берут гораздо охотнее: более 3500 штук за прошлый год, включая версии Coupe.

Mercedes-AMG G 63 с битурбо V8 (4.0, 585 л.с.) обойдется минимум в 13,8 млн рублей. Прежде у Гелендвагена были значительно более дорогие версии: G 65 AMG, G-класс Maybach Landaulet, G 500 4×42. Их можно было сравнить по цене с нынешним Роллс-Ройсом, но они канули в лету при смене поколений Гелендвагена в 2018 году. Можно ожидать, что сверхроскошные «Гелики» еще появятся в будущем. Хотя в плане роскоши Cullinan все же покруче. Гелендвагенов в прошлом году было продано 1329 штук с учетом всех моторов и комплектаций.

Технические характеристики Rolls-Royce Cullinan Black Badge

  • Цена: 306 935 фунтов стерлингов (26,2 млн рублей)
  • Мощность: 600 л.с.
  • Крутящий момент: 900 Нм
  • Разгон 0–97 км/ч: 4,9 сек.
  • Разгон 48–113 км/ч (30–70 миль/ч): 4,9 сек.
  • Тормозной путь со 113 км/ч: 48 м
  • Средний расход бензина: 13,1 л/100 км
  • Выбросы СО2: 343 г/км

Фотобонус

Источник: drom.ru

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ